В этой статье я расскажу о выделении участков складского учета.
Для чего это нужно?
Во-первых, для разделения зон ответственности исполнителей. Вход и выход предполагают обмен товарным запасом между складом и улицей (или другим складом, что равноценно), т.е. в результате таких операций происходит изменение количественного состава товарного запаса на складе.
Во-вторых, такое сегментирование позволяет выделить в складских операциях самодостаточные кусочки, это очень удобно. Можно запретить выполнение операций входа и выхода, а внутренние разрешить. Или запретить вход, оставив внутренние и выход.
Вы, наверно, уже понимаете, куда я клоню. Такая классификация крайне полезна не просто при наладке учета, но и при проектировании WMS (если вам ее делают на заказ) или выборе коробочной версии с последующей доработкой. Вам скорее всего потребуется (хотя, честно говоря, я не понимаю, как без этого можно обойтись!) разделить учет физических и виртуальных (статусных) остатков, иначе сложно обеспечить корректное выполнение операций в WMS.
Смотрите, например, в технологической операции приходования товара можно выделить участок приемки, перемещения для временного хранения и последующего перемещения для постоянного хранения. Как вариант, могут присутствовать участки маркировки, разукомплектации/изменения уровня упаковки и другие – здесь все зависит от вашей конкретики.
Участок приемки, в свою очередь, состоит из разгрузки, идентификации единиц приемки, пересчета, актирования отклонений и, возможно, каких-то других.
Участка перемещения для временного хранения может и не быть, как и некоторых других. Скорее всего, вы уже разобрались, какие участки приходования есть на вашем складе.
С точки зрения учета приходования возврата практически не отличается от первичного приходования товара. Мне встречалось несколько складских комплексов, где даже нет проверки товарного состава по документу-основанию. То есть склад реально может оприходовать по возврату то, чего не отгружал ранее. Можете смеяться, но это правда.
Что же касается выходных операций, то вариантов тоже не много: отгрузка клиенту и возврат поставщику.
Отгрузка как технологическая операция – довольно долгая «песня», поэтому я расскажу о ней как-нибудь в следующий раз. Скажу только одно: именно отгрузка является самым «кровавым» местом в работе традиционного склада, где операций отгрузки в десятки раз больше операций приходования (хотя большая часть ошибок возникает именно на этапе приходовании товара – вот ирония!). Это привычная схема для большинства торговых компаний.
Внутренние операции включают в себя перемещения, инвентаризацию, различные варианты операций по смене уровня единиц измерения, обработку возникших отклонений, если это не обрабатывается в цикле инвентаризации, а также великое множество технологических вспомогательных операций, например, изменение топологии (деление/объединение/группировка ячеек).
Также возможны комбинации выше перечисленных операций и их подвидов. Так внутренние перемещения могут выполняться в рамках технологического цикла трамбовки. Или реализовывать перераспределение мест хранения запаса по ряду критериев, к которым может относится оборачиваемость или оптимизация пути подбора при комплектации.
Тема внутренних операций сильно зависит от 3-х вещей: ассортимента, характера загрузки исполнителей в течение суток, а также особенностей топологии вашего склада.
Отмечу последний момент. Особенности топологии могут заставить вас довольно кардинально перестроить учетные правила, потому что, например, вам будет просто-напросто не хватать места для комплектации заявок на отгрузку и хранения укомплектованных отгрузок. А на некоторых складах даже были случаи, когда управляющие жертвовали одним-двумя стеллажами, чтобы расширить зону комплектации.
Этот пример еще раз подтверждает, что учет очень уникален, и не может быть единой универсальной методики или универсальной коробочной WMS, готовой к применению без докрутки. По крайней мере, мне такое не встречалось.
Скажу пару слов об инвентаризации. Можно сразу проработать и заложить в учетные правила несколько видов инвентаризации, чтобы вы могли поддерживать высокую актуальность информации об остатках товарного запаса.
Довольно часто встречается проблема: склад не может посчитать остатки за выходные, а в рабочие дни закрывать склад нельзя. Вот так люди и работают годами, не зная точно, сколько у них в недостаче, а сколько в излишке.
А проблема-то решается довольно просто. Все, что вам нужно, это разделить инвентаризацию как минимум на 2 вида: текущую и полную. Текущий режим «ползет» по топологии от начала к концу склада (или как-то иначе – как вы сами распланируете), причем в неактивное время (например, ночью) склад считает столько, сколько успевает.
Полный режим применяется раз в полгода или раз в год. Поскольку текущая инвентаризация за достаточно небольшой период проходит от начала до конца все складское пространство, а затем повторяет свой путь циклически, проводить полную инвентаризацию часто нет никакой необходимости.
Такой подход отлично зарекомендовал себя за те 12 с лишним лет, которые я его применяю. Он позволяет выровнять нагрузку на исполнителей, повысить точность информации о запасе в десятки, а то и сотни раз. Словом, одним плюсы. Минус только один, если можно его считать минусом – эта схема работает только в случае если у вас есть адресация. Остальное – дело техники.
Некоторые участки остались незатронутыми в этой статье. Поэтому, если у вас появились вопросы, вы можете написать мне свои вопросы по емейлу или ВКонтакте.